Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Истоки: Студенческий и туристический фольклор
Место и время возникновения: 1950-е годы,  СССР
Годы расцвета: 1970-е годы
Родственные субкультуры: Русский шансон

Любители авторской песни на слёте-конкурсеАвторская песня — песенный жанр, возникший в середине 20-го века в СССР, выразительными средствами и отличительными чертами которого являются: смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения; камерность исполнения; и идеалистическая, либеральная направленность.[источник?]

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). Чаще всего (хотя и не всегда) авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название.

В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева. Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали А. Галич, В. Высоцкий, В. Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, А. Крупп, Ю. Кукин, А. Мирзаян, В. Бережков, В. Матвеева, В. Луферов, П. Старчик, А. Суханов, В. Долина, в 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»). К авторской песне примыкает также творчество А.Дольского и Тимура Шаова.

Жанры и термины

Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Некоторые исследователи употребляют термины «авторская песня» и «бардовская песня» как синонимы, другие разграничивают эти понятия, утверждая, что «бардовская песня — это особенное подмножество множества самодеятельная песня, которое, в свою очередь есть подмножество множества авторская песня».[источник?]

Хроники показывают, что в 1950-х и начале 1960-х годов наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня»[1] — его, в частности, применяли в отношении самих себя и сами авторы (в том числе В. Высоцкий). С конца 1980-х наблюдается заметное разграничение в словоупотреблении. Термин «самодеятельная песня» закрепляется в основном за «низовыми», массовыми творческими явлениями, не отличающимися высокой художественной (и социальной) значимостью, хотя и сочиняемыми в соответствии с канонами «неформальной» песни. Наиболее популярные авторы (Высоцкий, Окуджава) в этот период причисляют себя к явлению, которое они сами уже называют «авторской песней».

Вопрос о названии песенного жанра не сразу заинтересовал любителей авторской песни. Как пишет в своей книге «История московского КСП» Игорь Каримов, аббревиатура КСП использовалась ещё в конце 1950-х, но в то время расшифровывалась как «конкурс студенческой песни». На ставшей вехой в истории КСП конференции по вопросам самодеятельной песни в Петушках (май 1967) вопрос обсуждался сфокусированно. Рассматривались варианты «гитарная песня», «любительская песня», «туристская песня» и ряд других. По итогам совещания было выбрано название «самодеятельная песня», а за сочетанием КСП закрепилось значение «Клуб самодеятельной песни». Тогда же, в мае 1967 г., состоялся первый общемосковский слёт КСП.

Иногда исполнители блатной песни также пытаются выдать своё творчество за авторскую песню в значении бардовской песни, называя это «шансоном».

Наиболее известные барды

Анчаров, Михаил Леонидович
Берковский, Виктор Семенович
Визбор, Юрий Иосифович
Высоцкий, Владимир Семенович
Галич, Александр Аркадьевич
Городницкий, Александр Моисеевич
Долина, Вероника Аркадьевна
Дольский, Александр Александрович
Дулов, Александр Андреевич
Егоров, Вадим Владимирович
«Иваси» (дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева)
Ким, Юлий Черсанович
Клячкин, Евгений Исаакович
Крупп, Арон Яковлевич
Кукин, Юрий Алексеевич
Матвеева, Новелла Николаевна
Митяев, Олег Григорьевич
Никитин, Сергей Яковлевич
Окуджава, Булат Шалвович
Щербаков, Михаил Константинович